Путник

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
E-mail Печать PDF

                                                                                                      "И словно мухи тут и там
                                                                                                          Ходят слухи по домам..." 

В.Высоцкий

Речь пойдет о том, какие автомобили из категории легковых можно отнести к профессиональным покорителям бездорожья. Таковых в мире всего единицы, не считая автомобилей малораспространенных на Российских просторах. Речь о автомобилях высокой проходимости.
  
Часто можно услышать заявления некоего водителя, будто бы он на своем автомобиле, реально способном преодолевать препятствия только типа городских бордюров, пробивался в поле или в лесу по такому бездорожью, по которому с успехом может пройти лишь трактор типа К-700, а всякие джипы стояли вокруг завязшие по уши десятками. Причем машину его знающий бездорожье не понаслышке человек отнесет к неплохой асфальтовой, но никак не к "грязевой" технике. Что ж, очень многое зависит от мастерства вождения по бездорожью, а все остальное, пожалуй, от фантазии рассказчика, которая присутствует в этих заявлениях в большей степени. Но собеседники порой принимают все за чистую монету. Так и рождаются мифы. Или слухи...
  
Или заявления некоего другого водителя что он, управляя УАЗом в условиях реального бездорожья, "садился" на каждом более-менее значимом препятствии. Бывает и такое, но все же не как правило.
Успешное преодоление всевозможных внедорожных препятствий, по некоторым оценкам, зависит от мастерства вождения на 50%, а оставшиеся 50% успеха нужно отнести к конструктивным способностям машины и к степени ее подготовки, о которой несколько слов.
  
Подготовка машины к преодолению более существенных внедорожных препятствий, чем это предусмотрено заводом - изготовителем, позволяет значительно поднять ее проходимость как по сложным рельефным грунтам, так и по скользким, текучим, сыпучим... Взяв две одинаковые машины и подготовив одну из них, получим значительный отрыв в способностях подготовленной машины, и чем глубже подготовка, тем большим станет отрыв.
  
"Глубина" подготовки является в какой то мере бесконечной величиной и по окончании определенного этапа машина становится все менее похожей на исходный вариант. Таким образом и из «Волги» можно сделать автомобиль высокой проходимости, способный не только быть на равных с «серьезными» с точки зрения бездорожья машинами, но и превосходящий их по многим параметрам. Но это уже будет не «Волга», а прототип, созданный на базе этой марки автомобиля и имеющий мало общего с заводским вариантом машины. Данный материал не является посвященным подготовленным автомобилям и прототипам, поэтому отступление от темы будем считать законченным.

Рассмотрим обычные заводские варианты машин.
  
В статье "Кто такой внедорожник" были перечислены необходимые конструктивные особенности машины для того, чтобы иметь возможность отнести ее к разряду "Профессионалов". Перечислим их вновь. Короткобазник. Колесная формула 4х4. Полностью зависимая подвеска. Наличие рамы. Большие углы въезда и съезда. Малый угол рампы. Отсутствие сильно выступающих элементов за внешние габариты кузова. Отсутствие пластиковых элементов внешней отделки автомобиля. Клиренс более 200 мм. Раздаточная коробка с передаточным числом не менее 1,8. Добавим про двигатель. Он не должен иметь избыточную мощность, которая приходится к месту на асфальте, но не на бездорожье. Требование к двигателю вне дорог – высокий крутящий момент и малый вес. Мощный двигатель имеет больший вес, что снижает проходимость машины, а более сложная конструкция многоцилиндровых двигателей при эксплуатации в экстремальных режимах имеет меньшую надежность и ремонтопригодность. Отличительной особенностью двигателя для такой машины является обеспечение им высокого крутящего момента на как можно более низких оборотах. Выбор дизельных двигателей по этому требованию достаточно широк, с бензиновыми дело обстоит похуже. Лишь очень малая часть современных бензиновых двигателей имеет максимальный крутящий момент "на низах" и выбор их неширок. По принципу работы двигателя, бензиновый он или дизельный, однозначного мнения нет. Оба двигателя имеют свои достоинства и недостатки, которые очень сложны для сравнения. И вновь – об этом не сейчас.

Наша задача – выделить из всего семейства автомобилей те машины, которые безоговорочно можно назвать "профессионалами", и сделать это довольно несложно, это уже сделали производители, создавая автомобили для специальных нужд, а не для рядового потребителя. Гражданские же версии, созданные на базе профессиональных, на то и есть гражданские. У них выполнение специальных задач производители частично подменили повышенным уровнем комфорта и способностью передвигаться динамично и на высоких скоростях.

Перечень "профессионалов" будет недолгим.
  • ГАЗ-69. Автомобиль, созданный для нужд армии. Подробно о нем сказано в «Рождении легенды». До сих пор многие представители этой марки в строю и достойно справляются с возложенными на них задачами.
  • УАЗ-469.
  • Toyota Land Cruiser J4, J7, J105. J4: выпуск прекращен в1984 году. 4-х цилиндровый дизельный двигатель 3,4л. Аналогично, как и ГАЗ-69, многие J4 на ходу и используются по своему прямому назначению. J7: выпуск с 1985 года, модель, сменившая J4. Модификация J75 поставляется Международному Красному Кресту.
  • Land Rover Truck Utility Medium HS. Состоит на вооружении в армии Ее Величества, Великобритания. Гражданские версии LandRover series II, III, Land Rover Defender. Алюминиевый клепанный кузов. 3а счет этого имеет меньший вес, но о сохранности его при попадании «противогололедных реагентов» утверждать что – либо затруднительно.
  • Suzuki Samurai. Десантный автомобиль в Японской армии, предназначенный для сбрасывания с парашютом. В полном смысле «профессионал», но на любителя. Малогабаритный кузов, если не сказать что тесный. Карбюраторный 1,1 л и 1,3 л двигатель.
  • Mercedes Wolf. Состоит на вооружении в Немецкой армии. Дизельный двигатель 2,5 л, 2,9 л. Надежность чрезвычайно высокая, но приобрести можно только списанный Бундесвером как нецелесообразный к дальнейшему обслуживанию по экономическим критериям. Гражданская версия – Gelaendwagen.
   
Пожалуй на этом перечень «профессионалов» можно считать исчерпанным. На возникающие вопросы, типа «… а как же такой-то автомобиль», можно с уверенностью сказать, что либо эта марка автомобиля мало распространена, либо он никак не может попасть в разряд «профессионалов». Та же Toyota Land Cruiser J8, безусловно являющаяся превосходным автомобилем, рассчитывалась на гражданскую эксплуатацию, и пусть конструктивные отличия с сериями J4, J7 и невелики, но они есть.   
  
Отличия базового, «профессионального» варианта от гражданского, по степени изменений можно разделить на две категории. Незначительные изменения конструкции автомобиля, в результате которых внедорожные качества мало изменяются, можно назвать уклоном в сторону гражданского потребителя или «с гражданским уклоном». Значительные изменения конструкции переводят автомобиль во вторую категорию- «автомобиль для гражданского использования», и это уже никак не «профессионал» в смысле преодоления тяжелого бездорожья.
  
Среди перечисленных «профессионалов» УАЗ-469 для нас занимает особое положение, и поэтому о нем немного подробнее.
  
На автомобиль устанавливаются два варианта мостов – «гражданские» (они же «обычные» или «колхозные») с клиренсом 220 мм и «военные» (они же «портальные», «П»-образные, или «редукторные») с клиренсом 300 мм. Модели с «гражданскими» мостами разрабатывались для геологов, агрономов и председателей колхозов, поставлялись в подразделения милиции. Модели с «редукторными» мостами разрабатывались для нужд армии. В случае мобилизации автомобили с «гражданскими» мостами могли оперативно быть скомплектованы «редукторными». Последующие модификации УАЗ-31512 (двигатель 2,45 л, брезентовый верх), УАЗ-31514 (двигатель 2,45 л, металлическая крыша), УАЗ-31519 ( двигатель 2,89 л, металлическая крыша). 
  
Также семейство  УАЗ представлено автомобилями, разработанными на базе классических версий с уклоном на рядового потребителя. Это УАЗ-3153 (удлиненная версия), УАЗ-3159 («Барс», удлиненная версия на расширенных военных мостах), УАЗ-315195 («Хантер», короткобазник, двигатель с впрыском топлива, мосты типа «Спайсер», передняя зависимая пружинная подвеска, малолистовые задние рессоры). Автомобили УАЗ-3160 практически повторяют автомобиль УАЗ-315195 Хантер, но оборудованы новым обтекаемым кузовом. УАЗ-31622, аналог УАЗ-3160 с расширенными мостами. Эти две модели объединяет повышенный уровень комфорта. УАЗ-Патриот, является продолжением серии УАЗ-31622, дооборудован корейской коробкой передач Dymos и гидроусилителем рулевого управления по лицензии ZF производства ОАО Автодетальсервис. Этот автомобиль обладает довольно значительным избыточным весом и ориентирован для «гражданского» потребления. По этой же причине он не может быть отнесен к разряду "профессионалов". Завод предпринимает постоянные усилия для модификации автомобиля, он становится более комфортным и надежным, в значительной степени благодаря использованию импортных комплектующих. Но несмотря на это тенденции приближения автомобиля к требованиям, предъявляемым к "профессионалам, не наблюдается. Это достаточно большой и комфортный автомобиль для в большей степени дорожных экспедиций и дальних поездок. "УАЗ-Скорпион на базе классической версии. Бронированный кузов, своеобразная система кондиционирования воздуха. Оборудован более мощным двигателем. Обладает хорошей геометрической проходимостью, но за счет значительного увеличения веса использование его как внедорожника на болотистых и подобных грунтах проблематично, скорее это автомобиль для выполнения специальных задач. На автомобиле применяется т.н. "скрытое бронирование" - монтируемая система, увеличивающая защищенность от пулевых и осколочных попаданий. Тем не менее, поскольку система демонтируема, остается возможность после ее снятия причисления Скорпиона к "профессионалам". Автомобили УАЗ вагонной компоновки. Имеют средний уровень по параметрам геометрической проходимости, и аналогично автомобилю УАЗ-Скорпион, являются автомобилями для выполнения специальных задач. В недавнее время завод начал производство обновленной версии УАЗ- 315195 Хантер-Классик. Был возвращен откидной задний борт (незаменимая вещь порою на бездорожье в качестве сервировочного элемента), металлический передний бампер и установлена самая важная на бездорожье находка конструкторов в виде двигателя УМЗ-4213. Этот двигатель является инжекторной модификацией старого доброго и любимого многими 421 двигателя. Современные автомобильные стандарты не позволяют заводу установить на этот автомобиль портальные мосты, иначе его можно было бы смело записать в "профессионалы".
  
Может возникнуть мнение, что классификация довольно жесткая. Действительно, она таковой и является. "Профессионал" должен быть способен передвигаться по всем возможным типам грунтов, таким, как заболоченная местность, сырая луговина, разжиженная глина, песок, горная местность; должен преодолевать препятствия в виде ям, оврагов, бревен, камней. И во всех ситуациях с большими или меньшими трудностями он должен эти препятствия одолеть, не нанеся себе "смертельных" ран и не потеряв способности к дальнейшему передвижению. Без сомнения, что какой-либо вид грунтов или какое-либо из препятствий один автомобиль из классификации "профессионалов" преодолеет много легче, чем другой автомобиль, но сменив внедорожные условия можно быть уверенным, что они поменяются местами. По аналогии в какой-то ситуации в выигрыше может оказаться автомобиль вовсе не вошедший в список "профессионалов", но при смене условий он потеряет преимущества или вовсе утратит способность к дальнейшему передвижению.
  
И в заключение еще об одном современном мифе, а именно об автомобиле Hummer. Так уж повелось, что очень и очень многие боготворят этот автомобиль, хотя и плохо представляют вообще, о чем говорят. Hummer - гражданская версия HMMWV, или в разговорной речи Hum-vee. Расшифровка аббревиатуры следующая - High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, что можно перевести как "многоцелевое высокоподвижное колесное транспортное средство". Не является легковым автомобилем, и аналогии проще всего проводить с Российским ГАЗ-66, т.е. с автомобилем категории грузовиков, коим собственно Hum-vee и является. Создан для использования в климатических районах, аналогичных климату Саудовской Аравии. На болотистых, глинистых грунтах и сырой луговине мало применим. "Профессионал" ограниченного назначения, как и УАЗ-Скорпион. Гражданскую же версию - Hummer нельзя отнести к разряду "профессионалов", это скорее комфортательный городской автомобиль.
  
В данном материале рассматривались стандартные комплектации автомобилей, не учитывая их дополнительную подготовку для преодоления тех или иных препятствий, т.к. сравнивать автомобили, один из которых специально подготовлен для бездорожья, по крайней мере некорректно.
Экипаж №01
√     η     ½   φ   ∙       ¼ ½ ¾  ¹ ² ³

Обновлено 25.01.2010 14:29