Путник

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Тюнинг

E-mail Печать PDF
"Ни одно техническое решение                               
не может иметь только положительные стороны"



Любая сбалансированная техническая система  - узел, механизм, агрегат,  машина… предназначены для удовлетворения потребности в определенных пользовательских свойствах. Свойства многочисленны и разнообразны, за счет этого противоречивы между собой и основная конструкторская задача при создании системы – обеспечить ее жизнеспособность, т.е. найти то компромиссное решение, при котором в системе уживутся все противоречия и она будет работоспособной длительное время.

Применительно к автомобилю этих свойств множество, все не перечислить в двух словах, можно лишь выделить некоторые. Это скоростные и динамические характеристики, проходимость и расход топлива, себестоимость и стоимость эксплуатации, ресурс автомобиля наконец… Предприняв меры и внеся технические решения для повышения проходимости на сложных грунтах например, однозначно будет проигрыш в динамических и скоростных характеристиках. Поставив шустрый и мощный двигатель скорее всего проиграем в тяговых свойствах «на низах», увеличим общую массу, уменьшим ремонтопригодность «на коленке», а при недостаточно щепетильном и грамотном исполнении значительно сократим наработку на отказ и снизим ресурс автомобиля, что неизбежно приведет к значительному ухудшению проходимости. О стоимости такого «тюнинга» можно и не говорить.
  
Над разработкой любого автомобиля в свое время потрудились целые коллективы конструкторов, технологов, испытателей, и это они создали жизнеспособную систему, сбалансировав изначально требуемые противоречивые свойства. Могли ли они создать конкретную модель автомобиля лучше? Конечно могли бы. Ограничивали их в этом лишь технологии, существовавшие во время конструирования, стоимость составляющих частей и автомобиля в целом, требования по ремонтопригодности (возможность ремонта лишь в условиях супероснащенного современной электроникой автосервиса или «на коленке» в поле), требуемый ресурс автомобиля да масштабность выпуска. В результате нам предложили автомобиль, который сделали по конкретному техническому заданию.
     
По тем или иным причинам многие владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой, когда владельца недостаточно устраивают те свойства, которыми обладает конкретно его автомобиль. Хочется внести коррекцию и улучшить какое-либо свойство для достижения нужного ему эксплуатационного качества. Если бы это было так просто!
     
С одной стороны взял да и привинтил, заменил, изменил... да и добился задуманного. Оно получилось, но что стало с системой? Последствий может быть множество – от сбоя ее сбалансированности и до ухудшения конфликтующих свойств с получением такого эффекта, при котором эксплуатировать автомобиль становится опасно и недопустимо. В этом и кроется опасность любого вмешательства, любого тюнинга.
     
По ныне существующему законодательству существует перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация автомобиля. При этом практически любые изменения в конструкцию автомобиля не допускаются вовсе. И в этом есть смысл. А если все начнут крутить – вертеть да заниматься самодельщиной? Масса автомобилей, не соответствующих никаким нормам безопасности, станут передвигаться по дорогам общего пользования. Последствия нетрудно предугадать, они неутешительны. Кроме того, пройти технический осмотр автомобиля с внесенными изменениями невозможно. Как быть?

Советовать что-либо в любом случае дело неблагодарное, но попытаться стоит. Во-первых, не нужно быть первопроходцем – слишком велика цена ошибки. Кто-то уже прошел этот путь, порой помногу раз наступая на одни и те же грабли, довел конструкцию до технической грамотности и добился минимума «побочных» действий. А это непростое дело, чуть что, и начинается «кроилово», когда первоначальный замысел не удается воплотить по техническим или компоновочным причинам, и осуществляется процесс вида – вот здесь маленько убрать, а вот здесь нарастить, это – передвинуть…, а любое «кроилово» в конце концов приведет к «попадалову», когда первое «кроилово» не захочет жить мирно со «вторым», и конфликт можно погасить только хирургическим вмешательством, возврате к заводскому варианту и смирением с потраченными впустую средствами и временем. Можно и даже нужно воспользоваться теми наработками, что уже существуют. Во-вторых нужно четко представлять себе юридические последствия всевозможных переделок. При этом не имеет значения, кто конкретно внес изменения в конструкцию – сам ли владелец, или друзья – энтузиасты, или работники автосервиса, или тюнингового центра. Итог всегда один – ответственность несет владелец, и если машина не соответствует требованиям сертификации, она не может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Можно ее перевезти на эвакуаторе, в контейнере, на автовозе и эксплуатировать вне дорог, как в частности и поступают со спортивными автомобилями. Есть и другой путь – сертифицировать сделанное с внесением изменений в Паспорт транспортного средства. Это отдельный и непростой разговор, но вкратце это выглядит так – право сертификации изменений в конструкции автомобиля имеют две организации – завод изготовитель автомобиля и институт НАМИ. Что касается завода изготовителя, то там своих хлопот хватает, и получить у него сертификацию достаточно проблематично. В основном сертифицируют изменения в НАМИ, при этом выдаются на руки документы, на основании которых МРЭО ГИБДД в котором стоит на учете автомобиль, вносит изменения в Паспорт транспортного средства. Это непростой и не быстрый путь, проще ездить на автомобиле заводской конструкции и комплектации, но немало автомобилистов идут по нему.

Что же побуждает их к этому? Необходимость само собой. Допустим решил владелец построить из того же УАЗа экспедиционный в полном смысле автомобиль. Соответственно необходимо совместить и хорошие асфальтовые качества, и комфортные, и внедорожные, навесить немало дополнительного света и оборудования, повысить надежность за счет применения либо импортных комплектующих, либо более современных, чем те, что использовались при производстве автомобиля… Машина практически изменяется полностью, в ней остается очень мало нетронутых болтиков и гаечек. А ведь достаточно поменять только водительское сиденье на любое нештатное, и эксплуатация автомобиля на дорогах общего пользования оказывается «вне закона»… Это долгий и трудный путь и вдобавок совсем не дешевый. Автомобиль начинает стоить столько, сколько в принципе он стоить не может, за эти деньги его не продать. Можно лишь разукомплектовать его, продать, а затем снятыми компонентами экспедиционника укомплектовать вновь купленный автомобиль. Но это тоже время и труд.
     
Вот теперь кажется все усилия приложены чтобы отговорить от затеи оттюнинговать автомобиль, и жить спокойно и дешево. Ну а кто не поддался на эти уговоры, тому можно только посочувствовать. Добро пожаловать на страницы посвященные тюнингу УАЗа в части постройки автомобиля для экспедиций, и если Вы смогли создать что либо стоящее самостоятельно и готовы поделиться, присылайте Ваше ноу-хау, само собой подробно изложенное и подкрепленное фотографиями, разместим.
     
И последнее. Раздел Тюнинг содержит в себе порой абсолютно разрозненные материалы, которые могут дублировать друг друга. Этот раздел основан стараниями двух экипажей Клуба, имеющих автомобили марки УАЗ и старающихся сделать из них «Автомобиль своей мечты». Некоторые шаги были сделаны одинаково, иные по разному, но и те и другие изложены в разделе. Подготовку отдельно взятого автомобиля можно увидеть в описании автомобилей экипажей. Далее Ваш выбор по размеру, вкусу и цвету. Вам предстоит пройти путь, которого Вы себе сейчас не представляете и наполовину, но Вы не первые на этом пути

Удачи.
Обновлено 18.11.2008 12:45