Автор Тема: Селигер. Середина июня 2009 года  (Прочитано 2668 раз)

Оффлайн Шатун

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 503
Селигер. Середина июня 2009 года
« : Июнь 24, 2009, 16:34:54 »
Очередная поездка на Селигер. Так получилось, что все прежние поездки были по охоте либо рыбалке, а домашние судили о Селигере только по восторженным всхлипываниям знакомых. Нужно все таки показать его, настоящий Селигер жене. Не тот причесанный и "облагороженный" турбазами да базами отдыха, а дикий Селигер, которого осталось совсем немного...

Вещи уложены в машину заранее и она ждет назначенного времени. Соскучалась наверно по поездкам средней дальности, все больше бегала накоротке... Это исправимо, в ближайшие сутки намотаем еще одну тысченку километров на твой одометр.

Приехали в гараж. УАЗ выполз из его стен на свет белый, а недопривод занял его место. Времени 10-00, пора в путь.

Как приятно наматывать километры "на кардан" зная, что поезка не короткая, что спешить некуда и основная задача - добраться до места к вечеру и разбить бивак или его часть, до темноты. Неплохо если и рыбку удастся половить, хоть немножко, но в принципе - как получится.

Колеса топчат М9 "Балтию", скорость на спидометре от 90 до 100. Больше не имеет смысла - спешка не нужна, как и лишние сожженные литры бензина и милилитры масла. Нужен - отдых и наслаждение дорогой. После Волоколамска соседей по потоку остается немного, встречные потоки разделяет затянувшаяся "сплошная". Иногда сдвигаюсь вправо и еду по обочине, дав возможность недоприводам и кроссоверам улететь вперед. Практически все отмигиваются аварийкой. "Какие все культурные" - замечает жена.

Шаховская, Зубцов, подъезжаем ко Ржеву. Где тут мой начинающий штурман? Включаю навигатор и отдаю его жене со словами - до поворота на Ржев метров 300-400, в навигаторе обозначена дорога Р-87, нам по ней. Правда, я тогда еще не знал что по ней ехать не стоит, не сверял эту Р-87 с картой и схемой города, да и Ржев - там все просто, это не Ярославль. Но оказалось что Р-87 это что-то. Скорость под 20-30 км/час зачастую слишком велика и приходится прибегать к экстренному торможению... Этому способствует и грузовик спереди, занимающийся явной тягомотиной. Не объехать его никак - он своей манерой езды занимает всю дорогу, видимо следуя строго по синусоиде. Отловив момент, опережаю его и несусь на 40, аж самому жутковато иногда - настолько быстро мелькают кругом ямы. Как бы не словить какую, а то шмурдяк при замедлении в десятки Жи отломает спинки передних сидений...

Штурман штурманит, указывая расстояния до предстоящих поворотов. Уже отрешившись от пространственного положения (типа куда нас занесло) и лишь изредка уточняя "это Р-87?", слежу лишь за тем, чтобы не повернуть под знак или не выехать на встречку... Такой дороги давно не видел - хоть бы грейдер выписали - он бы за день отутюжил весь город... Едем какими-то закаулками, по каким-то железнодорожным путям... Понравился лишь участок у старинной кирпичной стены вала у реки Волги. Очередной поворот и мы выскакиваем на асфальт. Практически выезд из города. Еще пара-тройка сотен метров, и мы около площадки с магазинами и палатками. Помнится в одной палаточке осенью 2006 года купил отличную бобину шнура, метров 100 в ней было. Пойду-ка погляжу, пригодится парочка таких. Но нету. Открыв капот, кладу на мотор в районе коллектора пару магазинных замороженных упаковок "быстрой еды" и объявив, что обед через час, завожу двигатель.

Курс на Селижарово. Теперь основная задача - накопать червей. Деревня Добрая. Перед ней знак 40 с зоной действия 350, насколько помнится, метров. И вскоре табличка населенного пункта - одна из любимых точек местных гаишников, которым 55 км/час оказывается явно достаточно для оформления "протокольчика" или долгого общения. Вот стоит их машинка...

Ферма, черви. Потратив на это занятие полчаса времени, едем дальше. Уже хорошо - червь отборный и не замучанный долгим ожиданием покупателя на трассе. Пора пожалуй и поесть. Остановившись и достав из подкапотной "духовки" упаковки с обедом, устраиваемся на трапрезу прямо в машине. Вполне съедобно и даже вкусно, а запах горячей еды, распространившийся по машине, только усиливает аппетит... Селижарово, почти Осташков, курс по указателю на Пено. Недалеко от развилки на Пено (Пено налево, нам же - прямо вдоль Селигера) - пирамида.

Пирамида Голода - по фамилии автора-постройщика, лучше звучит "пирамида Александра Голода". Построена она в 1997 году, имеет высоту 22 метра и длину основания 11 метров. По замыслу автора она преобразует вокруг себя пространство (хорошо что не время), и оно становится благостным. Есть мнение, что её гармонизирующее действие оказало влияние на всё вокруг в радиусе более 100 км - что почти исчезнувшая рыба в озере расплодилась, что вскрылись пересохшие родники, что травы, занесенные в Красную Книгу разрослись по всем окрестностям, что вода стала лучше и вкуснее, что люди стали меньше болеть и даже что недалеко от пирамиды аист свил себе гнездо!.. Только вот машины на Новорижской трассе М9 "Балтия" почему-то в радиусе "больше 100 км" биться не перестали, несмотря на наличие на 38-м км этой трассы 44-метровой пирамиды...

Извилистая трасса, Селигера почти нигде не видно и лишь его изображение на навигаторе и указатели направо на турбазы говорят о том, что он постоянно рядом. Вот и Свапущи, осталось совсем чуть-чуть. Далее подробного описания пути не будет, ибо мое мнение - излишнее ориентирование на грибницы, места охоты и рыбалки, да и на места отдыха увеличивают людской прессинг на природу многократно, и конечно же не идут ей на пользу. Кому нужно - найдет свое тихое укромное местечко... Грунтовка по лесу, поле... Даже сбился с ориентации - давненько видимо здесь не было колес автомобилей. Нужное направление отсечено глубокими бороздами тракторов, оставшимися от весенней распутицы, все заросло травой и нет даже намека - где она, грунтовка... Ничего, сейчас оставим свой след, только соориентируемся в какие кусты путь держать. Около кустов "трасса" уже просматривается визуально - пара участков грязи и вскоре - мы на месте.

Трава на поляне не топтана почти, мусора свежего нет. Видимо и в прошлом году место избежало нашествия толп туристов - заезжали скорее всего на лодках и много не свиннячили... Палатка, шатер, бутылочка пивка из здешнего магазина, ужин. Время есть и немного с удочкой посидеть. Моя любимая снасть - донка с маятниковым сигнализатором. Ничто не доставляет такого удовольствия - ни наблюдение за поклевкой на поплавке, ни ощущение "зацепа" и последующий рывок при ловле на спининг...
 
Мелкая плотвичка, густерка да подлещики. Что еще нужно? Правильно - крупная рыба! Но не сейчас. Нормально пожареная мелочевка - неплохое блюдо.

Первая ночь позади. Видимо "по традиции" на всех выездах эта ночь почти бессонна, и подъем происходит мягко говоря рановато. Солнце только пытается появиться над горизонтом, а в руках - удочка да пристальное рассматривание возможной поклевки. Проснулись и вылетели на промысел чайки, пролетела пара кряковых уток... Пора и по биваку поработать. Установлен умывальник, разобрана машина, выпит первый утренний чаек. Из палатки появляется супруга и день начинается. То да сё - отдых на природе. Так проходит первый день и наступает вечер. Пролетел кряковый селезень, скрылся из видимости, и через минуту - выстрел! Неплохой охотсезон у местных браконьеров - не дают утке даже потомство вывести как следует. А мы то думали осенью 2006, да и 2007 года - почему так мало утки, будто бы и нет вовсе? Вот он, ответ. Полная бесконтрольность, безнаказанность и полные беспредельщики! В те года хоть была масса признаков, по которым было понятно, что кабаны здесь есть...

Вспоминается осень 2006 года. Полное отсутствие туристов делает тишину абсолютной, лишь звуки природы. Изредка проплывающие вдалеке местные моторки прерывают ее, но ненадолго. Бивак наш разбит немного в стороне от этого места, и все кругом разрыто кабанами. В некоторых свежих "раскопах" явно отпечатаны мордочки молоденьких кабанят - здесь ночью была свинья с потомством... Место ловли от поляны было отделено зарослями кустарника, сквозь которые шли две тропы, выходы которых на поляну практически совпадали - между ними никак не более 3-х метров. В один из вечеров, закончив рыбалку, выходили по кустам на поляну - я первый и вслед за мной напарник Андрей. Было почти совсем темно, но тропы стали привычными и фонарики не зажигали. Почти вышли на поляну, оставалось всего пару шагов, и вдруг - со второй тропы "стартует" кабан. Все я понял сразу, но испугаться не успел. Да и чего пугаться, если перемещающийся хруст прибрежного кустарника явно указывал, где сейчас находится кабан и что делает. Бежит... Но как содрогнулась земля при его старте, я очень хорошо помню и сейчас - расстояние до кабана было наверняка меньше 5 метров. Это подтвердилось и наутро - обследуя место происшествия, нашли и следы, оставленные секачишкой в достаточно сыром береговом грунте, и... как бы это - при старте он немного обгадил территорию (видимо испугался сильнее нас или очень уж его подперло перед этим).
Другой вечер. Мы отошли от бивака совсем немного - на сотню метров, в надежде поохотить вечернюю утку. Уток конечно не было, и достояв до полной темноты, мы возвращались на стоянку. На полпути стали слышны признаки нахождения в биваке кого-то живого, а когда осталось метров 15-20, послышались звуки бегства. Палатка у нас тогда стояла на краю березового леска и посветив в него фонариком, мы спровоцировали атаку. Не полноценную, просто из глубины деревьев послышались звуки разгона явно кабана, но добегал он только до первых деревьев. Пришлось даже выстрелить от греха подальше в воздух (может и зря, но сработало нормально) - последовали вторая и третья, аналогичные первой, атака, и наступила тишина... В биваке обнаружили следы присутствия гостей в виде хрюшкиных пятаков и потеков слюней на коптильне (в которой лежали картофель, сыр, масло и... сало!) и следы копытцев на закопченной в костре сковороде с глубокой крышкой (в которой лежала недоеденная картошка с лисичками) - копытца содрали сажу сверху вниз - животные не сообразили, что крышки нужно открывать вверх. По поводу того, что их привлекло в коптильне, было много смеха - конечно же сало!.. Эти оставленные улики дали нам понять, что бивак посетил выводок поросят со своей мамашей - именно она изображала атаки, стараясь выиграть время для отхода потомства.
Еще вечер. Уже засыпая в палатке и находясь в полудреме, почувствовал потычку в левую руку. Сквозь сон подумал - странно, Андрюха лежит справа и в тот же момент заехал локтем в стенку палатки. Послышался шум и что-то среднее между "хрю" и визгом. В ту же ночь в километре - выстрел, вскоре - второй, несколько минут тишины и звук уходящей с того места моторки. Утром продолжение шою - две моторки держат курс на то самое место, спустя полчаса стартует одна из них и вскоре глушит мотор. В этот момент заводится вторая и подъезжает к первой. Первая, вторая... Так они и челночили, пока их было слышно. Ясно, что первая лодка - разведчик, а вторая - грузовик. Операция по вывозу мяса, отбраконьеренного ночью.
Вспоминается выводок тетеревов - уже вполне подросший. Днем он отдыхал все время в округе и никогда не удалялся далеко, лишь перемешался, чтобы быть не на глазах. Утро же нередко начиналось с тетеревиной песни.
Сейчас же никаких признаков кабанов - возможно они сместились, но думается что оставить без посещений большой кусок территории, к тому же подъезд к которому надежно порос травой, не в привычках кабанов. Видимо выбили местные браконьеры кабана подчистую, так же как и тетерева, и скоро настанет черед утки. Вспоминается разговор с председателем местного охотобщества, его ответ на вопрос о путевках на утку и рябчика. "Утку - выпишем, а рябчика... сами подумайте, что будет если все будут шляться по лесу с оружием? Вот на кабанчика можем вам охоту организовать". Интересно , а "что будет", если "все" будут осенью по лесу с оружием шляться? Хотя это все риторика. Большего бардака, чем в Осташковских угодьях, я не видел нигде... Вот и сейчас, середина июня - стрельба по уткам.

Вечерка, рыбалка до 1-30 ночи и спать. Утро подсказывает - будет жарко. Хорошо что есть шатер - его сетчатые стенки хоть и задерживают воздух, но все-же продуваемы, а тень от купола создает уютное убежище от солнца. Можно заняться готовкой пищи и едой. Плита упрощает все термооперации и сводит усилия готовки к уровню городских квартирных. На природе готовка на ней - одно удовольствие, чем жена очень довольна.


Но парит нешуточно - видимо к дождю. Лето, и переход от солнца к дождевому облаку может составлять какие-то десятки минут. Вот появился слабый ветерок, по воде пробежала рябь и со стороны леска загрохотало - ждем дождя. Оказалось - ливень, и он уже недалеко. Закрыв сторону, от которой идет ветер, тентованными стенками, располагаемся в шатре и наблюдаем за природой. Грозовое облако ушло, над Селигером появилась радуга и воздух пропитался свежестью. Можно побродить по поляне, проведать одну из самых красивых сосенок, которую довелось увидеть. Помню ее с меня ростом и очень симпотичную, но сейчас она только прибавила очарования.

Пролетел день и опять наступает вечер - последний в этой поездке, завтра путь домой. Вылетели комары и принялись грызть все, до чего могут дотянуться своими хоботками. Комары набились в приоткрытые стенки шатра, но это поправимо. Зажжены спирали от комаров и через несколько минут им уже не хочется кусаться, а вскоре их и не обнаружить.

Хоть и продуваемы стенки шатра, но спираль - это мощная штука! Спасение от комаров, несмотря на их количество - надежное.

Еще пара слов о паразитах, или как обозвать иначе - о иксодовых клещах, тех самых, которые являются переносчиками энцефалита и целого букета других дрянных заболеваний. Несмотря на науку следует иметь в виду, что эта дрянь и в середине июня может сделать свое черное дело. Один был найден в этот раз, и на нем проведены опыты, но об этом - в другом разделе.

Последняя рыбалка. Мелочь отправляется обратно в воду, рыбка покрупнее - почищенная, отпотрошеная и упакованная, поедет домой.

Вылет поденки. Не массовый, когда она вылетает тысячами, но десяток-другой наблюдается рядом. Красивый танец взмывающих в небо и планирующих вниз насекомых. Миг счастья, за которым последует откладываемые на воду в полете яйца и неминуемая гибель. Всего один день, даже вечер у нее в этом воплощении.

Поденка относится к наиболее близкой к предковой форме насекомых. Прожив 2-3 года в воде в виде личинки, много питаясь и постоянно линяя, увеличивается в размерах. Последняя личиночная линька - и появляется крылатое насекомое, но неспособное к размножению (эта фаза развития - субимаго). Через некоторое время поденка линяет вновь, и на свет появляется имаго - половозрелая особь. Она способна размножаться, но не способна питаться за счет отсутствия соответствующих внутренних органов. Ни в одном другом отряде насекомых, кроме поденок, не бывает линьки окрылившихся особей.
И вот он полет. Самцы гибнут сразу после оплодотворения самок, а самки летят к водоему и летя над самой поверхностью воды, с частотой 2-3 раза в секунду, откладывают яйца. Сколько у нее времени? Минута, другая... Вот ее крыло намокло и она упала в воду, вот и второе тоже на воде. несколько секунд - и от того места, где только что была поденка, расходятся круги. Рыбы не теряют времени даром, они явно знают где и какую искать пищу и ни когда не проплывау мимо лежащей на воде поденки. Может показаться, что такая еда только для рыбьей мелочи, но на самом деле поденка - одно из любимых лакомств и крупного леща к примеру.
Этой поденке повезло - она успела отложить много яиц и выполнить свою миссию. А вот летит к воде еще одна, и ей удается лишь несколько раз коснуться брюшком воды, как в воздухе проносится силуэт небольшой рыбки и поденка схвачена прямо налету.
Танец поденок на берегу продолжается, но их становится все меньше. Вот летит стрекоза и совершив резкий маневр, схватила планирующую поденку своими челюстями и полетела съедать пойманное.
Красиво и грустно. Мимолетность бытия, выраженная в очень наглядном виде.

Ночью была гроза. И ветер. И ливни. Пожалуй, еще никогда не заставал на природе такую грозу. Громыхало все и везде, счет молний шел на сотни. Такое ощущение, что грозовой фронт шел кругами... Впрочем, самая близкая молния (из тех, которые были до момента, когда я заснул), упала в километре от бивака, но глаза открывать не хотелось - не очень приятно в кромешной темноте получить светошумовой удар (но больше - световой) от вдруг рухнувшей молнии в 300 метрах... Ливни тоже не отставали от молний. Лило как из ведра.

Наутро на поляне были мощные испарения выпавшей ночью воды. Появилась мысль - а не спустить ли мне колеса заранее, но лень - двигатель прогресса и было решено спускать "по факту необходимости". Сборы, сушка намокшего и в путь.

Поле оказалось на удивление сухим - вся вода успела провалиться в песчаный грунт. Вот так бы осенью, помнится на этом поле можно было утопить машину основательно. В лесу - масса встречных машин - и кроссоверы, и легковые, уступил дорогу, принимая чуть в лес, почти десятку машин. Тройка встретилась в начале поля. Тройку догнал по лесу - не пробившись где-то и основательно измазавшись, три недопривода решили не испытывать судьбу (еще бы, среди них был даже Матиз, и не жалко людям машины...) Еще машинка встречная еще до трассы. А на дороге - кучки машин - по 3,4,5, стоящие на обочине и обсуждающие дальнейший маршрут, масса встречных с Московскими и Подмосковными номерами, и лишь пара-тройка Питерских. Правильно, на месте Питерских я б рванул на Ладогу.

Дорогу до Осташкова и далее до Ржева можно описать просто - без шансов на обгон. Сплошной встречный поток отдыхающих из Москвы - морду машины не высунуть. По времени совпадает - пока проснулись, позавтракали, высушили и упаковали вещи - от Москвы как раз долетели отдыхающие, тем более - выходной день. Ржев - едем не по навигатору, а по асфальту. Так короче и быстрее, хотя в центре города "разбитая дорога" - это слабо сказано. Для меня загадка, как можно ездить там на легковых машинах - одно неверное движение и подвеска будет разбита - колесо просто исчезнет в яме. Но видимо привыкли и не спешат. М9 - крейсерская 90-100, и на магистрали после Волоколамска немного больше - отдых остался позади и "растягивать" уже особо нечего.

Гараж, замена машины и УАЗ занимает свое место. Надеюсь что к следующему выезду сотворю бампер. Поживем - увидим.

Середина июня 2009 г.
« Последнее редактирование: Февраль 18, 2010, 13:32:05 от Шатун »